"ШАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Директор МБОУ "Шатская СОШ" КУКАНОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА

Стартовая
О коллективе
О школе
Программа развития
МОУ "Шатская СОШ" в картинках
Выражаем благодарность
Музей "Истоки" (2.8Mb)
Поисковый отряд "РОВЕСНИКИ"
Гостевая книга
Доска объявлений


Воспитательная система - это школа формирования гражданской позиции

Сафронова В.А., зам. директора по воспитательной работе МОУ «Шaтская COШ» Ленинского района;

Заика Л.В., научный руководитель, доцент кафедры воспитания и социализации личности ИПК и ППРО ТО

Уважаемые коллеги перед вами сейчас был озвучен опыт работы школы-интерната по проблеме гражданского становления личности. Эта проблема является важной и актуальной также и для нашей школы. Давайте познако¬мимся: Шатская средняя общеобразовательная школа Ленинского района Тульской области.

Людмила Ивановна Новикова в своих трудах писала, что особое внимание следует уделить деятельности команды педагогов, которая является инициатором построения воспитательной системы (ВС). Очень важна также для педагогов совместная деятельность. Но каждый должен разделить ответственность, и трудности, и успех, и радость от проделанной работы. Именно поэтому в начале нашего пути была создана Школа педагогического мастерства «Ступени». Ее цель - становление профессиональной позиции педагога как воспитателя. Постепенно позиция педагога стала меняться.

В основе деятельности педагога-воспитателя легли функции защиты и педагогической поддержки деятельности ребенка. В основе взаимодействия - тактика сотрудничества. ВС - это живая система, так определяла Людмила Ивановна. И наша система, в ходе своего развития привела нас к тому, что конкретная деятельность нам стала «узка».

Ведущей идеей стала: культура самоопределения воспитанников в пространстве повседневной действительности. Почему именно эта идея? И одной из приори¬тетных ценностей явилась ценность формирования гражданской позиции. Ведущим сообществом в формировании гражданской позиции субъектов нашей ВС стал школьный музей «Истоки». Сейчас его можно рассматривать как мини-ВС. Наш музей развивался по законам развития ВС, которые сформулированы академиком ЛИ. Новиковой.

Музей родился в 1995 году, когда был открыт зал Краеведения.

В 2000 году к нему прибавился зал Этнографии.

В 2005 году был открыт зал Воинской доблести. Теперь это комплекс, наш Центр по становлению гражданской позиции. Направления деятельности любого музея в принципе одинаковы. Но с развитием ВС и выбранной идеей воспитательного центра особенно важны:

Во-первых, она обусловлена особенностями школы и окружающего социума; во-вторых, она опиралась на мир ценностных ориентации и выбранной идеей воспитатель¬ного центра особенно важны:
- актуализация учебного процесса;
- музейная педагогика;
- интеграция субъектов ВС.

Любая воспитательная система - открытая система. Вот и школьный музей служит своим творцам (всему школьному сообществу). Наш музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

Музей нужен в школе как побудитель творческой активности детей, он является способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса.

Музей актуален, если ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Эти слова можно отнести к деятельности

Давыдова И.А. (учителя физкультуры), возглавляющего туристско-краеведческую работу музея и школы;

Орлова О.В. (учителя начальных классов), много лет возглавляющего поисковый отряд «Ровесники», работающего с ребятами в составе областного поискового отряда «Искатель» по обнаружению и перезахоронению останков воинов, павших в годы ВОВ. У страны, не знающей своего прошлого, нет будущего.

Это гражданская позиция педагогов, которую они на практике формируют у ребят. Школьный музей - это музей, который создается детьми и для детей Наш школьный музей более чем какой-либо включен в жизнь местного поселкового сообщества, а «качество жизни» его самого связано с отношением к нему со стороны местной администрации, ближайших пред¬приятий и учреждений, жителей поселка (в том числе и родителей учащихся).

Музей «Истоки» взял направление на создание культурных практик межпоколенческого взаимодействия через разные виды деятельности: благотворительную, социальную, культурную... Эта деятельность не только помогает гражданскому становлению воспитанников, не только способствует формированию духовности, но и расширяет исследовательский поиск. Вся среда музейного сообщества является культурным центром нашей ВС.

Наш музей, на наш взгляд, это и есть воспитание «крупными дозами», о котором писал в своих работах Владимир Абрамович Караковский. Но для нашей ВС это и есть та самая удобная форма по формированию гражданской позиции всех субъектов школы.

А теперь о результативности: несколько сухих цифр, которые может и не до конца покажут эффективность воcпитательного центра, но отразят его значимость для субъектов нашей воспитательной системы.


Количество проведенных экскурсий, занятий, мероприятий

2003-2004 г.
2004-2005 г.
2005-2006 г.
22
26
30

Количество посетителей музея

2003-2004 2005-2006 2007-2008
Всего: 963 970 982
В том числе:
учащиеся 350 350 362
педагоги школы 36 37 38
родители 353 362 368
жители посёлка 158 156 135
педагоги
и учащиеся
других школ
36 32 37
другие 30 33 42

Книга отзывов не только дает возможность увидеть различные категории посетителей (от ветеранов ВОВ -до воинов-афганцев и ребят, прошедших Чечню; от пенсионеров - до дошколят), но и почувствовать эмоциональное состояние посетителей.

...Музейная педагогика - это здорово! Волобуева Т.Е. зам. директора по УВР Лицея г. Щекино

...Посетила музей, нахлынули воспоминания... Кутанова Зина, выпускница 1982 г.

...Я открыла для себя много нового... Даша, 8 класс

...Мне на занятии в русской избе понравились хлеб-соль и колыбельная... Нагулян Катя, ученица 2 класса

...Большое спасибо за правильную позицию в воспитании подрастающего поколения... Заика Л.В., доцент кафедры ВиСЛ ИПК и ППРО ТО.

...От всего сердца благодарю за добрую память об участниках той страшной войны... Ветеран войны Коломыцева А.И.

...Выражаю огромную благодарность за активное уча¬стие и работу по увековечиванию имен героев. . Скрипов А.В. член общественной организации «Рубеж»

И последнее... Позвольте мне поделиться с вами радостью - наш Зал воинской доблести в декабре 2006 года занял первое место в областном конкурсе среди музеев Боевой Славы. И это тоже результат развития нашей воспитательной системы.

Hosted by uCoz