"ШАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Директор МБОУ "Шатская СОШ" КУКАНОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА |
Стартовая
О коллективе О школе Программа развития МОУ "Шатская СОШ" в картинках Выражаем благодарность Музей "Истоки" (2.8Mb) Поисковый отряд "РОВЕСНИКИ" Гостевая книга Доска объявлений |
|
Воспитательная система - это школа формирования гражданской позиции Сафронова В.А., зам. директора по воспитательной работе МОУ «Шaтская COШ» Ленинского района;
Заика Л.В., научный руководитель,
доцент кафедры воспитания
и социализации личности ИПК и ППРО ТО
Уважаемые коллеги перед вами сейчас был озвучен опыт работы школы-интерната по проблеме гражданского становления личности. Эта проблема является важной и актуальной также и для нашей школы. Давайте познако¬мимся: Шатская средняя общеобразовательная школа Ленинского района Тульской области.
Людмила Ивановна Новикова в своих трудах писала, что особое внимание следует уделить деятельности команды педагогов, которая является инициатором построения воспитательной системы (ВС). Очень важна также для педагогов совместная деятельность. Но каждый должен разделить ответственность, и трудности, и успех, и радость от проделанной работы. Именно поэтому в начале нашего пути была создана Школа педагогического мастерства «Ступени». Ее цель - становление профессиональной позиции педагога как воспитателя. Постепенно позиция педагога стала меняться.
В основе деятельности педагога-воспитателя легли функции защиты и педагогической поддержки деятельности ребенка. В основе взаимодействия - тактика сотрудничества. ВС - это живая система, так определяла Людмила Ивановна. И наша система, в ходе своего развития привела нас к тому, что конкретная деятельность нам стала «узка».
Ведущей идеей стала: культура самоопределения воспитанников в пространстве повседневной действительности. Почему именно эта идея? И одной из приори¬тетных ценностей явилась ценность формирования гражданской позиции. Ведущим сообществом в формировании гражданской позиции субъектов нашей ВС стал школьный музей «Истоки». Сейчас его можно рассматривать как мини-ВС. Наш музей развивался по законам развития ВС, которые сформулированы академиком ЛИ. Новиковой. Музей родился в 1995 году, когда был открыт зал Краеведения. В 2000 году к нему прибавился зал Этнографии. В 2005 году был открыт зал Воинской доблести. Теперь это комплекс, наш Центр по становлению гражданской позиции. Направления деятельности любого музея в принципе одинаковы. Но с развитием ВС и выбранной идеей воспитательного центра особенно важны:
Во-первых, она обусловлена особенностями школы и окружающего социума; во-вторых, она опиралась на мир ценностных ориентации и выбранной идеей воспитатель¬ного центра особенно важны:
Любая воспитательная система - открытая система. Вот и школьный музей служит своим творцам (всему школьному сообществу). Наш музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.
Музей нужен в школе как побудитель творческой активности детей, он является способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Музей актуален, если ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Эти слова можно отнести к деятельности Давыдова И.А. (учителя физкультуры), возглавляющего туристско-краеведческую работу музея и школы; Орлова О.В. (учителя начальных классов), много лет возглавляющего поисковый отряд «Ровесники», работающего с ребятами в составе областного поискового отряда «Искатель» по обнаружению и перезахоронению останков воинов, павших в годы ВОВ. У страны, не знающей своего прошлого, нет будущего. Это гражданская позиция педагогов, которую они на практике формируют у ребят. Школьный музей - это музей, который создается детьми и для детей Наш школьный музей более чем какой-либо включен в жизнь местного поселкового сообщества, а «качество жизни» его самого связано с отношением к нему со стороны местной администрации, ближайших пред¬приятий и учреждений, жителей поселка (в том числе и родителей учащихся).
Музей «Истоки» взял направление на создание культурных практик межпоколенческого взаимодействия через разные виды деятельности: благотворительную, социальную, культурную...
Эта деятельность не только помогает гражданскому становлению воспитанников, не только способствует формированию духовности, но и расширяет исследовательский поиск. Вся среда музейного сообщества является культурным центром нашей ВС.
Наш музей, на наш взгляд, это и есть воспитание «крупными дозами», о котором писал в своих работах Владимир Абрамович Караковский. Но для нашей ВС это и есть та самая удобная форма по формированию гражданской позиции всех субъектов школы.
А теперь о результативности: несколько сухих цифр, которые может и не до конца покажут эффективность воcпитательного центра, но отразят его значимость для субъектов нашей воспитательной системы.
Количество проведенных экскурсий, занятий, мероприятий
Количество посетителей музея
Книга отзывов не только дает возможность увидеть различные категории посетителей (от ветеранов ВОВ -до воинов-афганцев и ребят, прошедших Чечню; от пенсионеров - до дошколят), но и почувствовать эмоциональное состояние посетителей. ...Музейная педагогика - это здорово! Волобуева Т.Е. зам. директора по УВР Лицея г. Щекино ...Посетила музей, нахлынули воспоминания... Кутанова Зина, выпускница 1982 г. ...Я открыла для себя много нового... Даша, 8 класс ...Мне на занятии в русской избе понравились хлеб-соль и колыбельная... Нагулян Катя, ученица 2 класса ...Большое спасибо за правильную позицию в воспитании подрастающего поколения... Заика Л.В., доцент кафедры ВиСЛ ИПК и ППРО ТО. ...От всего сердца благодарю за добрую память об участниках той страшной войны... Ветеран войны Коломыцева А.И. ...Выражаю огромную благодарность за активное уча¬стие и работу по увековечиванию имен героев. . Скрипов А.В. член общественной организации «Рубеж» И последнее... Позвольте мне поделиться с вами радостью - наш Зал воинской доблести в декабре 2006 года занял первое место в областном конкурсе среди музеев Боевой Славы. И это тоже результат развития нашей воспитательной системы. |